Oct. 28th, 2019 03:25 am
ericmackay: (Default)
[personal profile] ericmackay
В октябре 1763 г бывший канцлер А. П. Бестужев-Рюмин доверительно сообщил австрийскому послу, что Екатерина через своих секретных агентов «велит вывозить из империи весьма значительные и простирающиеся до нескольких миллионов денежные суммы», которые переводились на особые счета в Амстердаме и Гамбурге, о чем собеседник Бестужева уже знал. В ведомостях Кабинета мы обнаружили следы проведения такой финансовой операции, хотя общая сумма платежей остается пока неизвестной. Но они свидетельствуют, что императрица в 1762 - 1763 гг. чувствовала себя на троне весьма неуверенно...
Менялось и отношение к свергнутому императору. Первоначальные отзывы о нем были скорее неблагоприятными. Крестьянка Меланья Арефьева считала его «некрещеным»; московский дьячок Александр Петров - нарушившим «закон». Сторожа собора Василия Блаженного Кузьма и Иван Васильевы верили, что Екатерина «извела» своего мужа, но находили для нее смягчающие обстоятельства: «Ибо де был он веры формазонской, и по той де формазонской вере написан был патрет ево, которой всемилостивейшая государыня приказала прострелить, отчего он и скончался»... Но уже в июле 1762 г. на похоронах императора секретарь французского посольства Беранже (а за ним Мейнерцгаген) отметил «грустное выражение на лицах» и предположил: «Ненависть нации к Петру III, кажется, сменяется жалостью».
Следственные дела Тайной экспедиции также подтверждают изменение отношения к свергнутому императору, «включение» его в традиционный образ доброго царя. В 1763 г. в них отражается уже традиционное отношение к императрице-женщине: сомнительных достоинств «баба» ничем «народ не обрадовала» и служивых не жалует, «а как на что другое - у нее больше денег идет». Вообще, по мнению крестьянина Дениса Семенова: «Как наша государыня села на царство, так и погоды не стало».
В октябре 1763 г. бывалый кляузник, украинский сотник Федор Крыса в письме на имя генерал-прокурора Глебова сообщил, что, по его сведениям, Петр III не только жив, но якобы уже послал неверной супруге «подарок» - платок и табакерку. Так - через год с небольшим после отречения и гибели - император «воскрес» в народном сознании. Уже в 1764 г. о нем как о живом стали говорить солдаты столичного гарнизона, вслед за тем появился и первый из известных нам самозваных «Петров III» - Николай Колченко. Отныне образ безвинно изгнанного государя начал свое самостоятельное существование и доставил Екатерине куда больше хлопот, чем его прототип.
И. Курукин «Эпоха дворских бурь»
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Профиль

ericmackay: (Default)
ericmackay

December 2025

S M T W T F S
 123456
7891011 1213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Популярные тэги

Статистика

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 16th, 2026 01:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios